Сообщение СИБ » 29 июн 2018, 02:38
Официальные рапорты об уровне зарплат работников образования поразили владивостокских педагогов. Учителя настаивают: озвучиваемые чиновниками цифры страшно далеки от реального положения вещей. Сколько же на самом деле получает средний учитель краевого центра – разбирался корреспондент DEITA.RU.
Версия чиновников
Согласно последним данным российского правительства, среднемесячная заработная плата учителей в Приморском крае в 2017 году составила 35547 рублей. Таким образом, зарплата учителей в Приморье превышает МРОТ почти в два раза, который с 1 мая составляет 16 744 рублей с учетом дальневосточных надбавок, заключили авторы правительственного доклада.
А по последним данным, озвученным на трехсторонней городской комиссии об итогах выполнения в 2017 году показателей социальной направленности бюджета Владивостокского городского округа, средний размер зарплаты у педагогических работников общеобразовательных учреждений города Владивостока составил – чуть более 34 000 рублей, а по Приморскому краю порядка 32 500 рублей.
Правда учителей
«Это не правда! Ну, вот откуда они только берут эти цифры?» - обрушились на редакцию негодующие учителя, согласившись раскрыть свои, порядком оскудевшие за последний год, кошельки и продемонстрировать, сколько на самом деле получает среднестатистический приморский учитель.
«Я отвожу по 26 учебных часов в неделю. При принятой ставке в 18 часов. Подразумевается, что именно столько должно быть часов, чтобы учитель смог жить, что называется, на одну зарплату. Но если я не буду брать дополнительные часы, то моя зарплата составит тысяч 15, не больше. Однако, даже с имеющемся количеством часов, она в районе 25-26 тысяч рублей», - говорит Жанна Алексеевна, учитель истории одной из школ города Владивостока.
«Учитель начальных классов в нашей школе, работая по одной ставке, получает 17 тысяч. И это еще с дополнительным проведением уроков рисования и физкультуры», - вторит ее коллега.
Может быть, вышеназванные случаи, более чем скудного размера оплаты труда, для представителей столь уважаемой профессии как учитель – единичны? Хотелось бы в это поверить, но нет. Изучив более 30 расчетных листов (имеются в распоряжении редакции) разных учителей из разных школ Владивостока и Приморского края, констатируем, что выведенная цифра получаемой ими на руки заработной платы составила порядка 25 тысяч рублей. Впечатляет, не правда ли? Конечно, это еще не 17, но и никак не 35 и даже не 34 тысячи, указанных в чиновничьих отчетах.
Но даже и со столь «солидной» планкой в 25 тысяч не все так просто, если выяснить, чего стоит ее достичь для учителя. Судя по все тем же зарплатным ведомостям, подавляющему числу педагогов приходится «ишачить», то есть работать, на 1,5-2 ставки. И выражение «вкалывать, как ломовая лошадь» - уже не выглядит, в этой связи, преувеличением.
«Понимаете, мы не можем позволить себе вести один, свой предмет в отведенное на это количество часов. Работая на полторы ставки, мы только 25 часов проводим чисто у доски. Чтобы выжить, приходится разрываться. Для этого учителю, в буквальном смысле, приходиться жить в школе. Кроме непосредственно ведения уроков, к ним нужно еще подготовиться. На это уходит примерно такое же количество времени. Помимо этого, есть классное руководство и внеклассная работа с детьми. Также необходимо проверить тетради, заполнить классные журналы в двух версиях. При подобном раскладе, рабочая неделя составляет даже не 40, не 50 часов, а намного больше», - рассказывает корреспонденту одна из учительниц.
И в подобном ритме приходится существовать огромному числу ее приморских коллег. Остается только удивляться тому (радуясь заодно), что в отрасль все еще приходят молодые специалисты. Большинство из которых, правда, не выдерживают режима в стиле работы за идею, без достойных материальных перспектив.
Нагрузку покидающих школы молодых специалистов, приходится на себя брать их более опытным коллегам.
«Вообще я учитель информатики и математики, но также веду технологию, ОБЖ и историю», - говорит учительница СОШ №53 Ольга Александровна, - «Понимаете какая нагрузка на одного человека! А еще нужно выпускные классы подготовить. За более чем 30 часов в неделю, при норме в 18, я на руки получаю 28 тысяч рублей».
Почему так мало
«Вопрос крайне низкого уровня зарплат педработников общеобразовательных учреждений, мы поднимаем уже очень давно», - говорит председатель владивостокского профсоюза работников образования и науки Людмила Карамова.
По ее словам, при всех положительных изменениях, произошедших в сфере образования за последнее время, отдельно взятый педагог сегодня находится в достаточно сложном материальном положении. Многие учителя вынуждены работать на 1,5 -2 ставки, чтобы выжить в этих условиях. В результате, мы пришли к парадоксальной ситуации, рассказывает Карамова.
Во-первых, педагог, фактически работая за двоих, получает одну среднюю заработную плату по региону. Во-вторых, вместе с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ), его фактическая заработная плата на одну ставку, стала немногим больше зарплаты младшего обслуживающего персонала.
Выполнять дорожную карту по образовательным организациям Владивостока удается только за счет увеличения нагрузки педагогов, что никак не способствует улучшению качеству образования. Рост интенсивности труда и низкая заработная плата данной категории работников привели к тому, что в образовательных организациях Владивостока укомплектованность кадрами составляет 74%, что свидетельствует о катастрофической нехватке педагогов, отмечают в профсоюзе.
Говоря о разности зарплат в официальных сводках и расчетных листах владивостокских педагогов, Людмила Карамова пояснила, что, согласно закону «Об образовании в РФ» размер средней заработной платы педработников должен быть равен средней заработной плате по региону.
«Когда только принимался закон об образовании и верстались его статьи, мы говорили о том, что давайте запишем «размер заработной платы на одну ставку». Но правительство с нами не согласилось, в результате введена именно такая формулировка. Основной наш вопрос к власти – почему денег, выделяемых на зарплату работникам образования не хватает на то, чтобы выстроить разумную систему оплаты труда. Необходимо вносить изменения в нормативы и разрабатывать новую сетку оплаты труда. Но для начала необходимо добавить одну фразу: среднюю зарплату нужно считать, исходя из одной ставки, а не с человека, который работает в два раза больше установленной нормы», - говорит председатель профсоюзной организации.